как выбрать фотокамеру

Как выбрать фотоаппарат

За содержимое кошелька украинских потребителей борются около 1000 моделей – от простейших до суперпрофессиональных, и это без учета вариантов отделки корпуса и различий в комплекте поставки. Какую предпочесть? Все зависит от соотношения потребностей и финансовых возможностей.

 

История развития цифровой фототехники недолгая и бурная. Путь от изобретения до появления первых коммерческих продуктов в 1990-х гг. прошлого века потребовал всего полтора десятка лет, еще столько же ушло на повсеместное вытеснение пленочной техники. Однако за это время успели сформироваться и устареть стереотипы. Например, такие: «зеркальная камера лучше компактной» или «чем больше мегапикселов, тем лучше».

Сегодня любой аппарат умеет делать хорошие снимки, но важно понимать: показатели оценки «хороший» разнятся в зависимости от задачи, которую кадры решают. Если фотография делается для семейного архива, и она будет просматриваться преимущественно на экране компьютера и может быть распечатана на бумаге размером до 13х18 см, то к камере предъявляются совсем иные требования, нежели к аппарату для профессиональной съемки для модного журнала.

Аппараты делятся на несколько классов. Критерии могут быть объективными, т.е. определяемыми законами физики, и субъективными, т.е. приписываемыми пользователем.

К объективным – от них зависит качество снимка – относятся матрица (размер влияет на характер изображения, количество шумов и прочих артефактов) и конструкция оптической системы (объективы бывают сменными или несменными). Субъективные признаки, определяющие удобство использования,– наличие или отсутствие видоискателя и его тип, размеры и масса корпуса, совместимость с дополнительным оборудованием и т. д.

Сколько мегапикселов действительно нужно? Примерно 6, если вы хотите печатать снимки размером 13х18 см. и просматривать их на экране компьютера или Full-HD-телевизора. Если планируете делать отпечатки 20х30 или 30х40 см и мечтаете в будущем купить 4К-телевизор, то 16 мегапикселов достаточно при условии, что объектив качественный и способен спроецировать на матрицу изображение с достаточным разрешением.

 

Шаг 1: Сменный или встроенный объектив

Существует разделение камер на два больших класса: со сменным и встроенным объективом.

Самый маленький аппарат со сменными объективами Pentax Q7

Сам факт сменности объектива не определяет качество снимков, поскольку существуют игрушечные аппараты со сменной оптикой, например, Pentax Q и настоящие шедевры электроники, оптики и механики с несменным объективом, например, Sony DSC-RX1.

Sony DSC-RX1 – полнокадровый аппарат с несменным объективом Carl Zeiss

 

Сменные объективы позволяют расширить творческие и некоторые технические возможности аппарата, в этом их главное достоинство и основное предназначение. Список недостатков более длинный: на их приобретение придется выделить дополнительные (зачастую превышающие цену самой камеры) средства, их необходимо носить с собой в путешествиях и на прогулках, при смене объектива (особенно на природе) внутрь корпуса попадает пыль. Несменные объективы, как следует из названия, жестко встроены в корпус при производстве. Покупая аппарат с несменным объективом, вы приобретаете законченное решение, готовое к использованию сразу после зарядки аккумулятора, однако в будущем его возможности останутся практически неизменными. К достоинствам такого рода конструкции можно отнести простоту эксплуатации и отсутствие дополнительных расходов.

Совет № 1. Аппарат со сменными объективами стоит приобретать только в том случае, если вы действительно собираетесь их менять.

Canon SX50 HS – один из когорты «самых длинных» суперзумов. 50-кратный трансфокатор покрывает диапазон фокусных расстояний от 24 до 1200 мм

 

Если нет, то лучше выбрать хороший суперзум (это даст большую свободу творчества за счет универсальности встроенного объектива) или компактный аппарат топ-класса (он меньше и легче, а светосильный объектив компенсирует разницу в размерах матриц).

Компактная камера топ-класса Fujifilm X-20 – одно из самых функциональных устройств на рынке

 

Тестирование показало, что при «домашнем, любительском» использовании качество снимков, полученных компактными камерами топ-класса, практически не уступает качеству фото, сделанных бюджетными зеркальными и беззеркальными аппаратами с комплектной сменной оптикой.

 

Шаг 2: Зеркальный или беззеркальный

Если вы решили выбрать аппарат со сменной оптикой, необходимо определиться с форм-фактором. Есть два подкласса камер: зеркальные и беззеркальные. От наличия или отстутствия зеркала внутри качество снимков не зависит.

У зеркальных камер два ключевых преимущества над беззеркальными – обязательно есть оптический видоискатель и возможности подобрать объектив больше.

Nikon D7100 обеспечивает 100% охват будущего кадра в оптическом видоискателе

 

Оптический видоискатель очень помогает при съемке на ярком солнце, ЖК-экраны на тыловой панели далеко не всегда позволяют комфортно выбирать композицию будущего кадра. Многие недорогие беззеркальные камеры либо вовсе не предусматривают работу с электронным видоискателем, либо его придется докупать отдельно (и стоят они пока недешево). Второе несомненное достоинство оптического видоискателя – картинка в нем формируется не на ЖК-модуле, а отражается от зеркала, т.е. мы видим все происходящее в режиме реального времени. В электронных видоискателях из-за необходимости обработки поступающих с матрицы данных и ограничений на частоту смены кадров возникают задержки, а значит можно пропустить момент нажатия на кнопку Спуск при фотографировании динамичных сюжетов. Зато электронные видоискатели способны показать, как кадр будет выглядеть после съемки, в том числе яркость, цветопередачу, а в некоторых моделях и глубину резкости, характер передачи движения.

Поскольку беззеркальные камеры пока являются новинкой даже по меркам короткой истории цифровой фототехники, выбор объективов и цены на них в целом лучше для зеркальных аппаратов. Особенно, если речь идет о чем-то очень специфическом.

Samsung NX300 удачно сочетает высокое качество снимков и компактные размеры

 

У беззеркальных камер тоже есть неоспоримые достоинства: габариты и масса. По сравнению с зеркальными, они меньше и легче, а это очень важно в путешествиях, где каждый лишний грамм – в тягость.

Пока только зеркальная техника – большие черные коробки и толстые объективы – ассоциируются в массовом сознании с «профессиональным фотографом». Маленькая беззеркальная камера в глазах обывателей и охранников – игрушка, а значит ею проще снимать, не привлекая к себе лишнего внимания.

Однако маленькая и легкая камера удобна не всем: некоторые предпочитают ухватистые корпуса зеркальных аппаратов, они особенно удобны при съемке одной рукой.

Возможность купить необходимый объектив – один из важнейших критериев выбора системной камеры

 

Совет № 2. Выбор камеры со сменной оптикой на самом деле есть выбор системы объективов, которые служат намного дольше самого фотоаппарата. Перед покупкой проанализируйте наличие и цены на интересующие вас модели. Переход от одной системе к другой чреват серьезными финансовыми потерями при продаже б/у техники.

 

Шаг 3: Размер матрицы имеет значение

Размер матрицы – он указывается в дюймах (или долях дюйма) или миллиметрах, не путайте с количеством мегапикселей, это разные показатели, – объективно влияет на два качественных параметра снимка: соотношение полезной информации и артефактов, а также на возможность размывать фон.

С технической точки зрения, чем больше матрица, тем больше фотонов она улавливает, тем лучше она может преобразовать свет в электрические сигналы – нежелательной информации, которую мы видим как шум и пятна на снимке, будет меньше. Однако современные чипы и процессоры обработки данных творят чудеса и разница между маленькими и большими матрицами уже не столь заметна, как это было 10 лет назад.

Panasonic Lumix LX7 оснащен самым светосильным объективом среди компактных камер

 

На количество света, попадающего на матрицу, также влияет диафрагма. При выборе камеры следует обязательно учитывать светосилу объектива. Например, в компактном аппарате с хорошей оптикой (диафрагма от 1,8-2) на единицу площади матрицы попадет примерно в два-четыре раза больше света, чем в зеркальной камере с «темным» китовым объективом с диафрагмой от 3,5. Это позволяет снимать с меньшим значением чувствительности, а значит и получать менее шумные кадры. Светосильная оптика для зеркальных и беззеркальных камер стоит весьма недешево.

Однако творческий аспект важнее. Большие матрицы позволяют объективу лучше размывать неважные для сюжета объекты. Выведение их за границы резко изображаемого пространства – один из ключевых приемов художественной фотографии.

Самый большой из серийно выпускаемых объективов – Sigma 200-500 мм, f/2,8

 

Впрочем, размытие нужно не всегда. У больших матриц тоже существуют недостатки. Для них непросто делать качественные объективы – они получаются сложнее, тяжелее, и, соответственно, дороже. Особенно, если речь идет о длиннофокусной оптике, позволяющей заполнять значительную площадь кадра очень удаленными от фотографа объектами, другими словами, увеличивать фрагменты окружающего мира.

Совет № 3. При прочих равных условиях выбирайте модель с большей матрицей, если фотоохота не в списке ваших приоритетов.

Если вы решите, что сменная оптика это сложно и дорого, выбирать придется из аппаратов со встроенным объективом. Это могут быть супербюджетные модели или камеры с ценником как у сильноподержанного автомобиля. Тем не менее, алгоритмы схожие. Сначала следует определиться с параметрами оптической системы, а затем принимать решение учитывая размер матрицы.

 

Шаг 4: Суперзум или компакт топ-класса

Исходя из характеристик объектива, камеры можно разделить на три подкласса: суперзумы, аппараты со средними возможностями и компакты топ-класса.

В суперзумах, как уже упоминалось, упор сделан на большой диапазон изменения фокусных расстояний. Это позволяет снимать очень разнообразные по характеру передачи пространства кадры – от пронизанных воздухом и почти бесконечных на широких углах до спрессованных фрагментов действительности в телеположении.

Последние достижения фотоиндустрии сделали реальными фантастическую цифру 50Х – в пятьдесят раз отличается фокусное расстояние в крайних положениях трансфокатора. В абсолютных цифрах это означает, что рубеж 1000 мм. пройден. Для сравнения, только объектив для зеркальной камеры (без учета аппарата) Sigma с аналогичным фокусным расстоянием весит почти шесть килограмм и стоит более 100 тыс. грн.

К сожалению, у суперзумов тоже есть недостатки. Для съемки с фокусными расстояниями более 300-400 мм сложно обойтись без штатива. Увеличивать чувствительность для сокращения выдержки тоже сложно: чтобы создать объектив с большим фокусным расстоянием и при этом сохранить компактные габариты (и приемлемую цену) устройства, производители вынуждены использовать маленькие матрицы, а они, как известно, дают хорошие результаты при значениях ISO до 800.

Совет № 4. Фототехника совершенствуется стремительно и морально устаревает намного быстрее, чем изнашивается физически. Это означает, что при выборе камеры следует ориентироваться на краткосрочную перспективу. Не планируете докупать аксессуары (например, внешние вспышки) в ближайшие месяцы, не стоит тратить деньги на модель, которая будет полноценно работать с ними в неопределенном будущем. Возможно, через год-два ваши запросы изменятся, и новая камера их удовлетворит полнее.

Доступный по цене, простой в обращении – вот он, массовый продукт

 

Аппараты со средними возможностями – компромиссный вариант. Они не могут похвастаться большим коэффициентом изменения фокусного расстояния (6-18Х) или светосильными объективами (диафрагма начинается с 3), зато наиболее доступны (1000-2500 грн.), компактны и просты в обращении. Впрочем, примерно половина моделей позволяет вручную управлять параметрами съемки, то есть у фотолюбителя появляется инструмент для реализации основных творческих приемов.

В последнее время производители стали уделять внимание новому подклассу аппаратов – топовым компактным камерам. Их отличает светосильный объектив и большие возможности управления параметрами съемки, в целом сравнимые с профессиональной зеркальной техникой.

По цене компактные камеры топ-класса вполне сопоставимы с бюджетными зеркальными аппаратами (с одним, китовым, объективом), но при этом обеспечивают большую кратность трансфокатора от 4 против 3, а лучшие модели еще и большую диафрагму в телеположении.

Однако это не идеальный выбор. Из-за маленькой матрицы даже сверхсветосильные объективы (у некоторых моделей диафрагма стартует с 1,4) не способны обеспечить красивое размытие в зоне нерезкости. Многие оснащены только ЖК-экраном на тыловой панели, а оптические видоискатели (там, где они есть) далеки от совершенства за редким исключением.

Съемка видео фотоаппаратами становится все популярнее, и производители техники идут на встречу покупателям: Panasonic GH3 с одним из вариантов видеообвеса

 

Совет № 5. Если вы хотите снимать и фото и видео (а это умеют практически все современные камеры), обратите внимание на нюансы: некоторые модели в режиме записи видео не позволяют менять фокусное расстояние, некоторые – неспособны удерживать в фокусе объект при его перемещении в кадре или трансфокации.

Каталог фотоаппаратов в интернет-магазине iTan

 

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of